Гитары, рисунки на клеенке и банка супа: в «Манеже» собрали наследие Цоя

800x01642067037.JPG (800×533)

В этом году Виктору Цою исполнилось бы 60. В родном Петербурге день рождения музыканта — 21 июня — отметят грандиозным концертом воссоединившихся «Кино», а в Москве до лета решили не откладывать и открыли выставку «Виктор Цой. Путь героя» — с 15 января она заработает в Манеже. Три тысячи квадратных метров, 11 залов и абсолютно все наследие одного из главных отечественных кумиров, собранное в одном месте — такого еще не было.

На этой выставке все поют. Если вы вдруг приспустите наушники (их вместе со смартфоном выдают перед входом), то услышите, что каждый что-то напевает себе под нос и — да, да! — вы тоже. Песни «Кино» ведут из зала в зал, играют при приближении к экспонатам, иногда — прерываются на интервью или архивные концертные записи. Так работает геолокация, которая сама определяет ваше местонахождение в Манеже и включает нужное сопровождение. Все, что вам нужно, — просто идти.

«Приходите ко мне в котельную, к десяти!» — зовет нас Виктор Цой, и мы уже здесь — в сумрачном помещении с топкой и кучами угля. В котельной на улице Блохина, прозванной позже «Камчаткой», музыкант проработал несколько сезонов и перелопатил тонны. Здесь собиралась вся неформальная тусовка Ленинграда, сегодня — это место паломничества. И пока играет «О-о-о, это странное слово Камчатка», мы можем посмотреть, отрывки из фильма «Йа-хха» Рашида Нугманова, увидеть роспись Виктора в журнале дежурств и адресованные ему записки от сменщиков.

Помните ли вы, как выглядят аудио-кассеты? В следующем зале они встретят нас впечатляющими размерами, крутящейся пленкой и расскажут о каждом альбоме в дискографии «Кино». Тут же — варианты обложек, листы из блокнота Виктора Цоя со строчками песен и зарисовками на полях… А в центре — одно из самых мощных впечатлений: три гитары музыканта.

— Для меня в принципе все то, что удалось собрать на выставке — круче, чем «Мстители». Но когда я увидел три гитары отца вместе, я был поражен. Вот так рядом они впервые, — говорит сын Виктора Цоя Александр.

Архив семьи — очень важная часть экспозиции. Папа Виктора — Роберт Максимович — передал для выставки вещи, которые раньше никогда не покидали его дома. Вырезанные музыкантом маски из дерева и пепельницы, ученические рисунки… Рядом — подборка видеокассет: конечно же, боевики с кумирами — Брюсом Ли и Арнольдом Шварценеггером. А один из первых экспонатов предоставила Джоанна Стингрей — популяризатор русского рока в Америке и подруга «Кино». Это записка от Виктора на английском, где он сожалеет, что не смог проводить ее, и просит — если удастся продать что-то из его картин за океаном, купить ему на вырученные деньги часы и кроссовки. Джоанна, конечно, просьбу выполнила, а еще с присущим ей энтузиазмом договорилась с Энди Уорхолом, чтобы тот подписал советским друзьям банки с супом Кэмпбелл.

— Я знала Уорхола и как-то решила показать ему искусство моих друзей, русских художников из Ленинграда — Виктора Цоя, Африки, Тимура Новикова и других. Когда он увидел их картины, то превратился в совсем другого человека. Обычно холодный, безэмоциональный, словно растаял. Конечно, он не думал, что я притащу ему 20 банок супа, но все равно старательно под мою диктовку выводил — «Виктору», «Борису» (Гребенщикову — прим. «РГ»), — рассказывает Стингрей.

Для нее самой один из самых удивительных экспонатов — билет из Диснейленда, куда они ездили вместе с Виктором, который тот сберег:

— Я очень удивилась, когда увидела этот билет! Я ведь не задумываясь сразу их выкидывала, как мусор. А он сохранил.

Сохранил Виктор и ту самую банку супа — она есть на выставке. В отличие от, например, Георгия Гурьянова — барабанщик «Кино», сам будучи не менее экстравагантным художником, чем Уорхол, церемониться не стал и американский презент просто съел.

Жемчужина этого путешествия по пути героя — зал, в котором выставлены картины Виктора Цоя. Курирует его музейно-выставочный центр «РОСИЗО» — единственное государственное учреждение, в собрании которого имеется работа музыканта. Знаменитых цоевских квадратных человечков знают, наверное, все — они бегают, кричат, летают, размахивают руками и еще много чего, но открытием для многих может стать, что Цой прекрасно справлялся с классическими сюжетами, экспериментировал, рисуя на кухонной клеенке и упаковочном поролоне, одним из первых делал поистине концептуальные высказывания — как, например, полотно «Картину нарисовать не успел». В витринах — баночки с краской, кисти, и фломастеры. Те самые, которыми в 1990-м он нарисует одну из последних, пророческую картину «Дорога» с человеком за рулем.

Дорога и поставила точку. Шокирующий, последний экспонат — кассета, подвешенная в разорванном пространстве. На бумажной ленте подписано: «Новые». Это значит, что на ней музыка группы «Новые композиторы». Именно эту кассету Виктор слушал во время аварии. Строчку, на которой запись остановилась, каждый может услышать в своих наушниках.

«Вот дорога моя, ей не видно конца, мне не видно конца, я не помню лица…» — так пел Цой давно-давно, звонким, почти детским голосом и еще даже не в «Кино». И ведь все так. Только лицо мы помним.

Дмитрий Мишенин, автор концепции и куратор выставки:

— Эта выставка уникальна тем, что собрала абсолютно все то настоящее, что присутствует в этом мире, оставшееся от Виктора Цоя. Самое главное, что мы хотели показать — Цой не только музыкант и поэт, это и большой художник, кинозвезда, в конце концов, обычный турист. Я бы сказал, что эта выставка — визуализация одного из самых популярных граффити в нашей стране «Цой жив!».

Ольга Галактионова, генеральный директор музейно-выставочного центра «РОСИЗО»:

— Виктор Цой — настоящий герой, такой, которых мы на нашем веку, наверное, уже не встретим. В зале «Искусство» мы представляем 76 его работ, более 30 из них экспонируются впервые. Одна его работа — ученический рисунок — хранится в нашем фонде, и это наша большая гордость. Виктор Цой — художник, причем в самом широком смысле слова.Что еще?

Черная куртка Виктора Цоя. Куртку, в которой Цой запечатлен на большинстве фото и концертов, можно увидеть в зале «Стиль». Но Виктор не был бы Виктором, если бы не доработал ее дизайн собственноручно: перекрасил молнию в зеленый цвет, пришил несколько страз. При своем лаконичном образе, Цой был и остается иконой стиля. Во многом благодаря выдумке: он носил клипсы как кольца, типсы на воротник рубашки трансформировал в броши… После смерти Виктора все его личные были сложены в коробки и не открывались до этого момента.

Фото: предоставлено пресс-службой выставки

Инсталляция по мотивам фильма «Игла». Зал, посвященный культовому фильму и его продолжению, поражает белоснежной фигурой Виктора Цоя — воспроизводящей последнюю сцену фильма, где музыкант стоит на коленях с зажигалкой в руках.

КиноПланетарий. Зал об окружении Виктора Цоя. Он сам, конечно, ослепляющая звезда по имени Солнце, вокруг которой движутся еще множество планет — это его семья, друзья, коллеги по сцене, которых мы увидим и услышим на экранах.

Выставка «Виктор Цой. Путь героя» будет открыта в Манеже до 15 апреля. Для входа необходим QR-код. Подробную информацию можно узнать на сайте проекта.

Текст: Инга Бугулова
Фото: Александр Корольков
RG.ru

Вам может также понравиться...