Как в России избавиться от изношенной автомобильной резины
Растаявший снег и окончательно утвердившаяся в европейской части России весна заставляют автомобилистов переходить на летние комплекты резины. Зимние же комплекты водители либо оставляют храниться до следующего сезона, либо выбрасывают. По оценке Российского экологического оператора, ежегодно в России накапливается около миллиона тонн отработанных покрышек.
Однако просто отнести старые покрышки на ближайшую помойку нельзя. В своих карточках ТАСС рассказывает, что нужно делать с изношенными шинами и можно ли на этом заработать.
Почему покрышки нельзя выбрасывать?
На это есть причины как экологические, так и законодательные. Хотя покрышки относятся к 4-й категории отходов (так называемые малоопасные), материал, из которого они состоят, разлагается в естественной среде несколько десятилетий. Если же их сжигать, то при горении резины происходит выделение канцерогенов, что самым пагубным образом отражается на окружающей среде.
Поэтому Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» относит отработанные шины к категории отходов, захоронение которых запрещено. Более того, запрещено и смешивать их с другими «отходами производства и потребления», они должны храниться и перерабатываться отдельно.
Для нарушителей предусмотрены административные штрафы, а в особо опасных случаях речь может идти даже об уголовной ответственности.
Какое наказание грозит нарушителям?
Штрафы за несоблюдение требований по утилизации прописаны в Кодексе об административных правонарушениях РФ. Так, физическим лицам грозит штраф от 3 до 5 тыс. рублей; должностным лицам — от 20 до 40 тыс., индивидуальным предпринимателям — от 40 до 50 тыс., а компаниям — от 300 до 400 тыс. рублей. При этом для двух последних категорий предусмотрено и такое наказание, как приостановка деятельности на срок до 90 дней.
А если неправильная утилизация привела к отравлению окружающей флоры и фауны, дело может оказаться и уголовным. В статьях Уголовного кодекса предусмотрено наказание за загрязнение вод и воздуха, причем прописаны не только штрафы, но и принудительные работы и даже лишение свободы сроком до пяти лет (если в результате таких действий погиб человек).
Кому сдать за деньги?
На тех же интернет-площадках можно найти услуги по вывозу и утилизации шин. Компании по вывозу обещают сами приехать и забрать ненужные покрышки бесплатно для клиента или даже заплатив ему символическую сумму. В большинстве случаев эти компании потом сами сдают собранную резину оптом на перерабатывающие заводы. Потребность в резиновом вторсырье есть, и с каждым годом она растет — в 2022 году правительство РФ утвердило список товаров для госзакупок с особыми «зелеными» требованиями. В том числе в этот список были включены и мягкие покрытия из резиновой крошки.
Те же перерабатывающие заводы активно взаимодействуют и с многочисленными шиномонтажными мастерскими и салонами, которые также за символическую плату или скидку на обслуживание приобретают у автовладельцев отработанные шины. Более того, некоторые заводы могут принимать резину и сами, но везти к ним колеса самостоятельно захочет далеко не каждый. Дело в том, что находятся они на удалении от населенных пунктов, принимается резина на вес, каждый килограмм оценивается всего в несколько рублей, а комплект стандартной резины для легкового авто (радиусом 16–18 дюймов) редко весит больше 50–60 кг. Поэтому проще уточнить в ближайшей мастерской — можно ли отдать им покрышки и на каких условиях.
Кому сдать бесплатно?
Но в большинстве случаев прием покрышек от населения происходит безвозмездно. Расходы на хранение, логистику, переработку делают подобные проекты не столько доходными, сколько социальными. Многие местные власти и общественные организации ведут активную работу в этом направлении — устраивают акции и объявляют сборы изношенной резины. Например, с апреля запущена акция в Подмосковье. Принести ненужную автомобильную резину можно в пункты приема вторсырья «Мегабак». Также в Москве и области действует экологическая программа «Шина».
Что происходит с покрышками после сдачи?
По оценкам Российского экологического оператора, из ежегодного миллиона тонн отработанных покрышек примерно половина утилизируется специальными способами. Их либо отправляют на переработку, где, проведя несколько этапов очистки от посторонних примесей, превращают в нетоксичную резиновую крошку для покрытий, либо сжигают в специальных вакуумных печах, минимизируя вредные выбросы в атмосферу. Кстати, покрытия, в том числе для детских площадок, также имеют свой срок годности, и, когда он истекает, крошку собирают и отправляют на переработку снова.
Евгений Мазин