Техосмотр хотят отменить до конца года, но не для всех. Подробности
Профильный комитет Госдумы поддержал планы отменить обязательный техосмотр для водителей-физлиц. «Единая Россия» обещает принять закон до конца года. Исключения сохранят лишь для некоторых собственников
Обсуждение изменений правил проведения техосмотра и перевод проверки на добровольную основу для водителей-физлиц подходит к концу. Комитет Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры одобрил 26 октября разработанный «Единой Россией» законопроект о техосмотре.
Как сообщил глава комитета Евгений Москвичев, документ одобрили к рассмотрению в первом чтении и до нового года его примут во втором и третьем чтениях.
Для кого отменят техосмотр
В случае принятия закона, автовладельцы смогут по желанию обращаться за проведением техосмотра. Владельцы частных автомобилей и мотоциклов должны будут проходить техосмотр лишь при постановке на учет — при смене собственника и только в случае, если машина или мотоцикл старше четырех лет. Также техосмотр придется проходить при внесении изменений в конструкцию и замене основных агрегатов. Для всех остальных случаях техосмотр как обязательная процедура отменяется.
По словам Москвичева, обязательный техосмотр для физических лиц следовало отменить уже давно.
«Эта процедура уже не является гарантом безопасности. Владельцы транспортных средств проходят процедуру обязательного техосмотра исключительно для приобретения полиса ОСАГО», — объяснил Москвичев.
Также в записке приводится статистика участия в ДТП легковых автомобилей и мотоциклов с техническими неисправностями, но при этом имеющих действующие полисы ОСАГО и прошедших техосмотр. Учитывая количество зарегистрированного автотранспорта и аварий, в случае с легковыми автомобилями вероятность попасть в ДТП составляет 1,1%, в случае с мотоциклами — 0,7%, с автобусами — 5,6%, с грузовиками — 2,07%.
Авторы законопроекта объяснили: международные обязательства нашей страны по допуску к эксплуатации транспортных средств, предусмотренные Конвенцией о дорожном движении, предписывают проведение периодических технических осмотров в обязательном порядке для автобусов и грузовых автомобилей, разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонн, а также прицепов к ним.
«Закон не нарушает ни один действующий закон — о регистрации, о техосмотре, о техническом регламенте, законы стран ЕврАзЭс. Мы не нарушаем концепцию, которая говорит о том, что техосмотр должен проходить грузовой и пассажирский транспорт», — заверил Москвичев.
Сейчас вопрос прохождения техосмотра автомобилей затрагивает каждого третьего россиянина. По оценке «Единой России» в год проводится примерно 30 млн процедур по техосмотру — после изменений их количество упадет до 6-8 млн в год. По официальным данным, в России около 49 млн легковых автомобилей и мотоциклов. При этом 27 млн машин — моложе десяти лет.
Какие автомобили сейчас должны проходить техосмотр
До принятия изменения в силу проходить техосмотр обязаны следующие автомобили:
срок действия диагностической карты которых истек до 1 февраля 2021 года;
достигшие возраста четырех лет, у которых возникла предусмотренная законом обязанность получить первую для этого автомобиля диагностическую карту.
Также техосмотр в обязательном порядке должен проходить грузовой, коммерческий и пассажирский транспорт — то есть любой, который оформлен на юрлицо или же используется для коммерческих целей — например, в такси. Эти виды транспорта изменения вообще не коснутся.
«Владельцы парков такси, автобусов, грузовых автомобилей все так же будут обязаны регулярно проходить техосмотр на специализированных технических станциях. Здесь необходим усиленный контроль, от него никто не отказывается, техосмотр для коммерческого транспорта будет, как и прежде обязательным», — уточнил Москвичев.
Сейчас за отсутствие техосмотра автомобилисту теоретически могут выписать штраф 500-800 руб. за отсутствие актуальной диагностической карты. Такие нормы содержатся в ч.1 ст. 12.1 «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке» КоАП России. На деле это сделать проблематично: диагностическая карта не входит в перечень обязательных документов для проверки инспектором ГИБДД.
Есть ли штраф за езду без техосмотра
С 1 марта 2022 года за отсутствие техосмотра будет действовать новый штраф в 2000 руб., но на из-за планов по отмене техосмотра перспектива быть наказанным туманна. Теоретически наказание будет касаться только тех, кто при покупке автомобиля старше четырех лет не получил новую диагностическую карту. При этом поставить машину на учет в ГИБДД без нее попросту не получится.
Также штрафы могут выписать тем, кто не прошел техосмотр после внесения изменений в конструкцию, но дорожные камеры распознать это обстоятельство вряд ли смогут. Таким образом, на данный момент наибольшие риски связаны только с возмещениями по ОСАГО в случае ДТП. Пока страховщики предупреждают, что в случае совершения ДТП, к которому привела неисправность автомобиля без пройденного техосмотра, к виновнику могут применить регресс.
Как будут проводить техосмотр по новым правилам
С 1 марта 2021 года карты техосмотра начали оформлять исключительно в электронном виде, а заезд и выезд автомобиля с сервиса начали фотографировать. Результаты и данные диагностической карты хранят в базе ЕАИС ТО, которая принадлежит МВД. Появился и регламент длительности процедуры: легковой автомобиль нужно осматривать не более 30 минут (время умножается на повышающий или понижающий коэффициент в зависимости от года выпуска машины). Подписывать документы обязали ответственных экспертов личной электронной подписью.
При этом количество проверяемых параметров на техосмотре планируется сократить. Так, в действующей редакции закона «О техническом осмотре транспортных средств» список пунктов для проверки на станциях техосмотра состоит из 82 параметров. После обсуждений с профессиональным и экспертным сообществом в Минтрансе предложили сократить этот перечень до 59.
В свою очередь в МВД представили свое видение прохождения процедуры техосмотра. Там предлагают отказаться от проверки комплектации автомобилей:
медицинскими аптечками;
знаками аварийной остановки;
огнетушителями и противооткатными устройствами.
Теперь же в МВД добавили новые параметры, от которых хотят отказаться при проведении техосмотра. В ведомстве считают возможным:
не обращать внимание на трещины ветрового стекла у легковых автомобилей;
не проводить проверку работоспособности замков дверей и механизмов регулировки сидений;
игнорировать работоспособность системы обогрева и обдува ветрового стекла.
О том, что в МВД планируют перевести техосмотр на добровольную основу, сообщал глава ГИБДД России Михаил Черников. При этом он не исключал, что, если водители все-таки решат пройти эту процедуру добровольно, страховым компаниям стоило бы предоставить им скидки на ОСАГО. Также дополнительным стимулом стало бы снижение транспортного налога. Сами страховщики выступили категорически против предложения о скидках.
Где проходить техосмотр
В свою очередь операторы пунктов технического осмотра (ПТО) предупредили, что не будут проходить аккредитацию для продолжения работы в 2022 году в случае перевода процедуры на добровольную основу. По оценке Гильдии операторов технического осмотра при Московской торгово-промышленной палате, сокращение количества ПТО обернется проблемами как для коммерческого транспорта, так и для частных владельцев легковых автомобилей.
По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), на 1 марта в России зарегистрировано 5168 пунктов техосмотра. Чтобы продолжить работу по новым требованием с учетом проведенной реформы, всем им необходимо пройти аккредитацию. Без нее пункты будут работать только до 1 марта 2022 года, после чего выдавать диагностические карты операторы без аккредитации не смогут. При этом на 14 октября всего 415 организаций подали заявление на проведение проверки и получения аккредитации: это примерно 8% от общего количества пунктов. Одобрение на тот момент получили всего 53 пункта и еще по 19 заявкам решение не принято.
На текущий момент действующих ПТО достаточно, чтобы обеспечить потребность прохождения техосмотра для физлиц и юрлиц. Однако будет ли их достаточно к 1 марта 2022 года, страховщики сомневаются.
Autonews