В России опять изменят ПДД по части прав. Чего ждать

Изменения в ПДД подготовили в Минцифре: они должны дать возможность водителям официально показывать инспекторам ГИБДД электронные права вместо пластиковых. Что это изменит и какие есть нюансы объяснили эксперты

Новые изменения в ПДД в части, касающейся предъявления инспекторам ГИБДД водительских прав, подготовили в Минцифры. Соответствующий проект постановления правительства опубликован на портале правовой информации. Согласно документу, ПДД планируется дополнить абзацем, который приравнивает сформированные на портале Госуслуг электронные водительские удостоверения к классическим пластиковым.

«Проектом постановления определяется, что документы, предусмотренные ПДД, в частности водительское удостоверение, могу предъявляться не только на бумажном носителе или в электронном виде, путем отображения соответствующих сведений в мобильном приложении «Госуслуги.Авто», — указано в пояснительной записке к проекту.

В документе также говорится, что предлагаемое новшество направлено на упрощение процедуры подтверждения права управления транспортным средством, а также цифровизацию отношений, связанных с безопасностью дорожного движения.

Таким образом, после принятия документа, инспекторы ГИБДД получат официальное право проверять у водителей только электронные документы и не требовать бумажные. В середине июня 2023 году замначальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Олег Понарьин рассказывал, что Госавтоинспекция уже готова к введению возможности предъявления электронных прав и свидетельств о регистрации транспортного средства (СТС) без подтверждения бумажными оригиналами. Тогда он отметил, что пока «вопрос остается за законодателями».

Эксперимент с правами станет правилом

В 2022 году в России уже проводили эксперимент по предъявлению инспекторам ГИБДД QR-код вместо пластиковых водительских удостоверений: возможность загружать права на Госуслуги заработала 10 ноября. Ранее в приложении просто значилась информация о наличии удостоверения и его номере, а после изменений вместе с фотографией прав сервис начал формировать отдельный QR-код. Сотрудники Госавтоинспекции, в свою очередь, смогли считывать QR-код с помощью служебных мобильных устройств с установленным специальным программным обеспечением. При этом во время эксперимента автомобилистов предупреждали, что «настоящие» права необходимо иметь при себе, так как в ПДД и КоАП нормы об электронных документах еще не было.

Такие изменения в первую очередь будут удобны автомобилистам, которые забыли права или не любят возить с собой лишние документы, считает глава Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. В беседе с Autonews.ru он предположил, что на «цифру» сразу же охотно перейдут не менее 10% от всех водителей.

«Это удобная история, также нововведение позволит двигаться и в сторону внедрения электронного СТС. При этом есть бытовые вопросы — к примеру, не во всех регионах и не на всех участках дорог хорошо работает интернет, который необходим инспектору для подключения планшета инспекторов к базе данных. С такой проблемой, к примеру, можно встретиться уже при выезде из Москвы — в Тульской области. Получается, что инспекторы смогут проверять документ только в крупных городах, а в остальных случаях верить водителям на слово», — сказал Шапарин.

Он отметил, что ожидает, что со стороны Минцифры последует проведение улучшений в части работы сотовой сети на территории страны. При этом эксперт уверен, что работать оффлайн база не будет: так повышается риск ее утечки, кроме того, она должна регулярно обновляться.

В свою очередь основатель общественного проекта «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов, который специализируется на юридической поддержке инспекторов ГИБДД, заявил Autonews.ru, что после введения таких изменений на проверку автомобилистов у полицейских будет уходить больше времени. При этом он отметил, что далеко не все водители зарегистрированы на Госуслугах, а старшее поколение, по его мнению, и вовсе вряд ли перейдет на электронные документы.

«Сейчас, чтобы оценить адекватность водителя и проверить его права достаточно минуты. Задал пару вопросов, проверил удостоверение, страховку, и все, водителя можно отпускать. В случае с электронными правами водителю придется сначала искать телефон, потом само приложение, загрузить его, и это — если еще будет связь. Инспектору же придется — идти за планшетом и пробивать права по базе. В итоге процесс затягивается проверки. И это из-за штрафа в 500 руб. за забытые права, которые можно оплатить со скидкой 50%. А нарушений по этой части не так много», — сказал Ильинов.

Он напомнил, что сейчас все водительские удостоверения загружены в базу ГИБДД, где при необходимости можно проверить фотографию и сверить номер — так инспекторы делают сейчас, если им попался водитель, который забыл документ. При этом, по его словам, в России до сих пор действует указание со стороны ГИБДД не штрафовать за незначительные нарушения и отделываться устным замечанием.

Одной из сложностей реализации проекта Ильинов, как и Шапарин, назвал проблемы со связью — по его словам, инспекторы нередко встречаются с «подвисанием» базы. Также, по оценке Ильинова, права автомобилисты забывают реже, чем СТС — а в этом случае водителю помимо такого же штрафа в 500 руб. грозит отправка машины на спецстоянку. Именно эту норму, по мнению эксперта, стоит оптимизировать в первую очередь.

«Права у каждого человека свои, а на одной машине может ездить несколько водителей и вот такие ситуации, когда СТС остается в кошельке у одного автомобилиста, например супруга, а за рулем едет второй водитель без этого документа гораздо чаще. При этом отпустить его не получится. Даже если ты собственник, едешь на своей машине, у тебя есть паспорт и права и пробить эту машину по базе также легко, мы все равно должны задерживать этот автомобиль. И забрать его со штрафстоянки можно только после предъявления пластика в ГАИ. И эту норму не убирают. Можно было бы ее доработать и, хотя бы, не отбирать машины у собственников», — отметил Ильинов.

Также эксперт поднял вопрос о том, как быстро в Госуслугах будет появляться данные о лишении автомобилиста прав.

«Вот человек сдал права, а что будет с электронным документом — он ведь если сядет за руль и попадется, будет показывать именно электронные права. Этот момент обязательно должен быть учтен», — подытожил эксперт.

Электронные права станут частью так называемой электронной «Витрины данных ГИБДД», которая заработала с 1 июля 2022 года. Этот сервис постепенно наполняют сведениями о водителях и автомобилях. Благодаря ей инспекторы ГИБДД уже сейчас могут проверять страховку ОСАГО только в электронном виде, кроме того, проводился эксперимент по цифровизации СТС.

Алина Распопова
Autonews

Вам может также понравиться...